Предыдущая статья о видеомонтаже была опубликована более 3-х лет назад. У меня возникла идея развить эту тему и поделиться новой информацией с посетителями нашего сайта. Опытные монтажеры вряд ли узнают что-то новое, начинающие, возможно, что-то подчеркнут для себя. Обычные читатели, надеюсь поймут, что видеомонтаж дело не простое и люди, которые им занимаются, не зря кушают свой хлеб.
Итак создаём обзорный свадебный клип.
Видеооператор запечатлел весь день. Итог его работы несколько сотен видеофайлов в формате FullHD, общей продолжительностью 3-5 часов. Программ монтажа много. Пусть наш монтажер работает в Adobe Premiere - одной из самых "продвинутых" монтажек. Импортируем видеофайлы.
Этап первый - Отбираем лучшее.
Просматриваем весь исходный материал. Критерии отбора следующие.
- Кадр должен быть резким, точнее в резкости должен быть главный предмет съёмки. Допустима плавная перефокусировка, она может быть изюминкой кадра, при этом всё должно быть в меру. Постоянное елозанье напрягает зрителя.
- Хорошее освещение. Стараемся избегать кадров с "завалами" в светлых и тёмных областях. Если тёмные области ещё можно вытянуть, хотя при этом начинают лезть шумы, то пересвет трудно, а подчас невозможно исправить.
- Композиционно удачный кадр лучше смотрится и правильно воспринимается. Свадебное видео в большинстве случаев репортажное, постановочных эпизодов, как правило, не много. Поэтому обращаем особое внимание на наличие в кадре "лишних", отвлекающих внимание элементов. Избегаем кадров с зумированием и тряской, всё должно быть плавно.
- Сюжетное содержание. Пожалуй самый тонкий критерий. В нашем случае мы делаем свадебный обзорный ролик. Через ограниченный набор кадров и эпизодов мы должны отобразить главные события, передать настроение, атмосферу свадебного дня. Выбираем максимально содержательные, однозначные кадры. Невеста в ожидании смотрит в окно, появляется кортеж, жених в первый раз увидел любимую в свадебном наряде, поцелуй и т.д. При отборе помним, что главные герои: - жених и невеста. Основные события: - сборы, выкуп, церемония бракосочетания, прогулка, первый танец на банкете. Хотя тут возможны варианты. Сборы могли не снимать, выкупа не было, порой съёмка начинается с ЗАГСа. В этом случае выбираем главное и лучшее из того что есть.
Этап второй - Расставляем последовательность.
В нашем случае сценария нет. Поэтому монтажер выступает в роли сценариста. Задача отчасти простая - расставить кубики (кадры-эпизоды) в нужной последовательности. Особенных правил и конкретных рецептов тут нет. Расстановка может быть обусловлена разными факторами: художественной идеей, качественным составом видеоматериала, творческим и техническим уровнем монтажера.
Самое простое - расставить кадры в хронологическом порядке, то есть так, как они были сняты. Ролик может получится красивым, но предсказуемым, смотреть его будет не очень интересно. Как ни крути, но события этого дня, в большинстве случаев, происходят в одной последовательности: сборы - выкуп - роспись - прогулка - банкет.
Следующий вариант - сохранить хронологию, но в начало ролика поставить яркое событие. Например эпизод сразу после выкупа: - двери открываются, жених входит к невесте, вручает букет. Или торжественная церемония, молодые одевают кольца, обещают быть верными друг другу. Началом клипа может быть и родительское благословение.
Интересно смотрится вариант, когда молодые или даже кто-то из их окружения, рассказывают о свадьбе. Тогда видеоряд выстраивается согласно повествованию.
Существует много схем построения обзорных роликов. Главное при этом не запутать зрителя. Красивый, анимированный винигрет, смотреть второй раз не хочется.
Этап третий - Выбор музыкального сопровождения.
Выбор музыкальной композиции дело творческое и ответственное. Восприятие видеоряда во многом зависит от звукового сопровождения. В принципе, подойти может любая музыка, главное, чтобы она нравилась молодоженам. Чаще всего выбор падает на что-то романтическое, но не исключается весёлый, динамичный вариант. Помним о принципе соответствия. Если видеоряд у нас спокойный, романтичный, то и музыкальное сопровождение должно быть таким же. Если много динамики, движения, то и музыка должна быть соответствующей.
Ещё один важный момент при выборе песенной композиции это её содержательная часть. Если песня иностранная, обязательно узнайте её перевод. Слова о несчастной любви и разлуке однозначно недопустимы.
Следует добавить, что третий этап, выбор музыки, может быть вторым и даже первым этапом в создании ролика. Идея клипа может проистекать из музыкального произведения.
Этап четвёртый - Цветокоррекция, наложение эффектов.
Очень важный этап, влияющий на визуальное восприятие видеоряда. Современные технические возможности позволяют на этапе видеоредактирования достигать впечатляющих результатов. Выровнять освещение и цвет, придать "плоской" и "мыльной" картинке объём и киношный вид. Такая стилизация под кино достаточно трудоёмкий и долговременный процесс. На каждый кадр накладывается порой по несколько эффектов (фильтров). Подробное их описание выходит за рамки этой статьи, перечислим некоторые популярные. Средства Adobe Premiere: - Fast Color Corrector, RGB Curves, фильтры сторонних производителей из наборов Boris FX Continuum Complete (Color Correction, Unsharp Mask), Sapphire (Blur, Vignette), Tiffen DFX (Center Spot, Radial Exposure, Haze), Magic Bullet (Colorista, Looks).
Связкой Adobe Premiere - After Effects можно создавать особые видеокомпозиции, добавлять анимацию и дополнительные эффекты. After Effects позволяет отслеживать объекты в трехмерном пространстве и сохранять для них глубину резкости, корректировать тени и даже формировать отражения от зеркальных поверхностей. При желании можно стабилизировать картинку, убрать дрожание, изъять "лишние" предметы из кадра.
Этап пятый - Связываем видео и звук.
Как правило общую продолжительность ролика определяет длинна музыкальной композиции. Основную расстановку видео мы уже сделали, подгоняем её под длину главной звуковой дорожки. Учитывая характер, ритм музыки, вносим незначительные изменения. Подрезаем, удлиняем, двигаем кадры. Если звуковых дорожек несколько, то увязываем их воедино, выравниваем уровень.
Этап шестой - Наложение титров.
Если необходимо накладываем титры. В них могут быть имена молодоженов, дата торжества и т.д.
Этап седьмой - "Тонкая настройка".
Основная работа сделана. Несколько раз просматриваем ролик как единое целое. Вносим небольшие изменения. Итог нашей работы перед последним этапом может выглядеть приблизительно так:
Этап восьмой - Просчёт.
Самая приятная часть - вывод клипа. Определяемся с форматом и параметрами. Финальный просчёт делаем самим премьером, либо, через Frame Server, сторонним кодером, например Grass Valley ProCoder.
Желательно просмотреть итоговое видео не только на экране монитора, но и на устройстве с большей диагональю. Как правило после этого возникает желание что-то подправить. Поэтому седьмой и восьмой этапы несколько раз повторяются.
Деморолик "Видеомонтаж" даёт некоторое представление о проделанной работе. Разница между этапами 1-3 и 4-8 очевидна.